Юнит-экономика для селлера: зачем нужна и как посчитать

Чтобы зарабатывать на маркетплейсах, недостаточно закупить и продать партию товара. Даже большие обороты не гарантируют получение прибыли, если селлер не рассчитывает юнит-экономику. С её помощью можно понять: выгодно ли продавать конкретный товар и за счёт чего масштабировать бизнес. Рассказываем, что такое юнит-экономика, когда и зачем нужна и как ее посчитать.
19.03.2024
Юнит-экономика

Что такое юнит-экономика

Юнит-экономика — это система расчетов, которая позволяет определить, какую прибыль принесет товар с учетом расходов, акций и скидок.
Представим, что селлер планирует выйти на маркетплейс и продавать детские футболки: закупать за 150 рублей, продавать по 300 рублей. На первый взгляд, прибыльность бизнеса очевидна. Однако если селлер не учтет расходы на логистику и хранение, комиссии площадки, процент возврата и затраты на рекламу, то в конце расчетного периода может с разочарованием обнаружить, что ничего не заработал. Юнит-экономика дает возможность еще до выхода на маркетплейс понять: будет ли рентабельным конкретный товар?
Единица юнит-экономики — юнит, для маркетплейсов это — один товар. Именно для него рассчитываются доходы и расходы.

Зачем нужна

Предварительные расчеты помогут селлеру оценить прибыльность бизнеса и избежать вложений в убыточный товар. Однако расчет экономики требуется не только для этого. Также он позволяет:

  1. Определить цену товара с учетом планируемых расходов.
  2. Оценить эффективность рекламы: сколько денег на маркетинг потрачено и сколько прибыли в итоге получено.
  3. Своевременно отказаться от убыточных товаров.
  4. Изменить стратегию: например, сократить расходы, расширить продуктовую линейку.
Считать юнит-экономику нужно регулярно: расчеты перед началом продаж помогут спрогнозировать, сколько денег заработает селлер, а анализ после выхода на маркетплейс покажет, насколько совпадают ожидания и реальность.

Также стоит обновлять данные при каждом повышении размера комиссий площадки или увеличении затрат на рекламу. Это даст возможность понять, все ли идет по плану, вовремя оптимизировать расходы или поднять цену на товар.
по расчёту юнит-экономики

Как посчитать юнит-экономику

Чтобы рассчитать прибыльность товара, можно воспользоваться готовыми инструментами (калькуляторы, шаблоны) или в свободной форме вычислить разницу между расходами на продажу товара и доходами.

Юнит-экономика зависит от схемы, по которой работает поставщик на площадке и категории товара: будут отличаться расходы на хранение и логистику, а также комиссия маркетплейса.

Опишем по шагам, как самостоятельно сделать расчеты, на примере органайзеров.
Нужно учесть все расходы, которые связаны с приобретением, хранением и доставкой товара.

Допустим, селлер закупил органайзеры для инструментов по 500 рублей. С учетом доставки и хранения на собственном складе себестоимость до продажи на маркетплейсе составит 550 рублей.

1.Определить себестоимость товара

Селлер продает органайзеры по 1000 рублей по схеме FBS: хранит их на собственном складе, передает в сортировочный центр, а маркетплейс доставляет покупателям.

2.Взять стоимость продажи товара на маркетплейсе

Теперь надо записать все затраты, связанные с продажей товара на маркетплейсе: комиссии, расходы на логистику, упаковку и тд.

При продаже органайзера за 1000 рублей селлеру нужно заложить комиссию площадки 17% — 170 рублей, расходы на упаковку — 20 рублей, затраты на доставку до сортировочного центра — 10 рублей и до покупателя — 30 рублей. Себестоимость товара получается 780 рублей.

3.Посчитать себестоимость с учетом расходов на маркетплейсе

Когда покупатели возвращают товар, селлеры несут дополнительные расходы: на обработку возврата, реставрацию товара и компенсацию доставки. Чем ниже процент выкупа, тем больше затрат придется заложить.

Из 100 покупателей от органайзеров отказываются 10. Процент выкупа 90%. Если расходы на возврат одной единицы товара составят 150 рублей, то в расчет юнит-экономики каждого из 100 органайзеров придется заложить (150*10)/100 = 15 рублей.

4.Учесть процент выкупа

Теперь из стоимости продажи товара на маркетплейсе необходимо вычесть сумму расходов.

Цена органайзера — 1000 рублей, расходы составляют 795 рублей. Селлер получит прибыль в размере 205 рублей.

5.Рассчитать прибыль от товара

В зависимости от режима налогообложения поставщику стоит заложить определенную сумму налогов. Например, на УСН 6% (Доходы) селлеру с единицы товара придется заплатить 60 рублей в бюджет.

6.Учесть налоги

Кроме затрат на приобретение товара и работу с маркетплейсом поставщик может нести расходы на аренду собственного склада, оплату услуг подрядчиков или зарплату сотрудников.

Селлер платит сотруднику, который работает с заказами, 20 000 рублей, а также отдает 5000 рублей в месяц за аренду склада. При продаже 100 органайзеров на каждую единицу добавляется 250 рублей затрат, и селлер уйдет “в минус”. Если же будет продано 500 штук, то расходы уменьшатся до 50 рублей.

7.Посчитать другие расходы

Для каких товаров считать

Юнит-экономику стоит рассчитывать по любым видам продукции. Однако, если у селлера большой ассортимент товаров, анализировать прибыльность для каждого необязательно. Схожие товары можно сгруппировать.

Делать расчеты по каждой единицы имеет смысл в случаях, когда:

  • Существенно отличаются затраты на производство или продажу товаров;
  • Селлер планирует изменять цены;
  • Ассортимент в целом небольшой.

Юнит-экономика — это дорожная карта бизнеса. Без ее расчета селлеру будет сложно оценить, достаточно ли он зарабатывает на маркетплейсе и что нужно изменить, если работает в убыток.

Юнит-экономика показывает слабые места бизнеса и даёт возможность их усилить, принять обоснованные решения и сократить расходы. Если поставщик планирует развивать свой магазин на маркетплейсе, без регулярных расчетов не обойтись.

консультация эксперта

— перезвоним в рабочие часы, чтобы уточнить детали и ответить на ваши вопросы